6 месяцев - важный период в жизни ребёнка. Примерно в этом возрасте начинается этап сепарации, когда ребёнок понимает, что он может обходиться без мамы. Развиваются навыки, помогающие ему быть все более независимым:
- Навык самостоятельного передвижения ( примерно в этом возрасте дети начинают осваивать или уже освоили ползанье )
- Вводится прикорм, и ребёнок постепенно начинает понимать, что он может получать питание не только из материнской груди.
Но несмотря на такое стремительное развитие малыша и кажущуюся самостоятельность, он, конечно ещё не может обходиться без взрослых.
Следовательно, в этот период очень важна правильная социализация, которая заключается в выстраивании отношений с другими людьми. За эту социализацию, как и за все, что происходит с ребёнком, ответственна мама. Именно через маму и через ее реакции ребёнок делает выводы об окружающих людях.
Условно всех людей, окружающих малыша, можно поделить на «своих» и «чужих».
«Свой» для ребёнка в возрасте 6-9 месяцев - это человек , которого ребёнок видит не реже 2 раз в неделю. К тому же это надёжный человек, которому мама доверяет и на которого реагирует без излишнего напряжения.
«Чужие» - это все остальные люди, которых ребёнок не считает «своими». То есть даже если это родная бабушка, но малыш не видит ее регулярно, то она будет для ребёнка «чужой» до тех пор, пока он не получит достаточного опыта общения с ней и не убедится в ее надежности.
С чужим человеком ребёнок не может расслабиться, его часто настораживает стремление чужих людей прикасаться к нему, он не готов оставаться с чужими наедине, так как не знает, чего ожидать от них. Даже если ребёнок на первый взгляд спокойно реагирует на посторонних, это не исключает стресса от тесного контакта с ними. Этот стресс может проявляться не сразу, а иметь отсроченные последствия: ребёнок становится тревожным, боится отпускать маму, ухудшается сон.
В норме ребёнок не стремится следовать за чужими, и это логично. Если нет доверия и уверенности в человеке, то следовать за ним просто-напросто опасно.
Сейчас в нашем современном мире мы часто видим искажённую картину, когда подросшие дети готовы сразу войти в контакт с незнакомцем и даже пойти с ним куда-то. Это следствие нарушения восприятия своих и чужих, когда с детства не было выстроено границ общения с посторонними и естественный механизм настороженного отношения к чужим просто-напросто отключился.
Чтобы стать «своим» для ребёнка, новый человек должен приходить не реже 2 раз в неделю ( можно чаще) и в первую очередь выстраивать контакт с мамой малыша. Ребёнок, наблюдая за мамой, за ее реакциями, делает выводы о надежности пока еще чужого человека и постепенно располагается к нему.
Чаще всего ребёнок сначала присматривается к чужим около 20-60 минут, при этом ведёт себя спокойно и немного настороженно.
Однозначно не стоит спешить и позволять чужим брать ребёнка на руки, прежде чем он сам не проявит стремления к общению с ними ( например, подползет или потянется на руки по своей инициативе).
В процессе знакомства ребёнка с чужими важно наблюдать за его реакциями на нового человека и не торопиться определять его в категорию «своих» до того, как ребёнок не станет реагировать на него позитивно.
Важно также помнить, что в присутствии мамы успокаивает малыша тоже только она, даже несмотря на наличие других «своих». То есть папа или бабушка, проживающие с ребёнком под одной крышей, не подходят на роль утешителей, так как малыш будет ждать сочувствия и утешения именно от мамы.
При общении с посторонними людьми важно оберегать ребёнка от их активного внимания и часто непрошеного внимания. Всем известны ситуации в транспорте, когда пассажиры от скуки желают потискать чудесного малыша, посюсюкать с ним. А уж сколько желающих выяснить причину детского плача и пожалеть!
Мама должна жёстко пресекать эти попытки, не боясь обвинений в невоспитанности, ведь в этот момент закладывается будущая безопасность ребёнка.
Наблюдая доброжелательное поведение мамы по отношению к "своим" и настороженное - к "чужим", ребёнок научится выстраивать связи с разными людьми, доверять или быть осторожным, исходя из степени их близости.