Привязанность - основа здоровой психики.
Жила-была девочка. Обычная такая девочка, в обычной семье, у неё были мама и папа, сестричка, тёти, дяди, двоюродные братья и сестры. Росла она в тепличных условиях, мама с папой её любили, всем её обеспечивали, игрушки, одежда, вкусная и полезная еда. Только время от времени девочка ощущала себя какой-то не такой, ей казалось, что её не любят, и частенько через поведение, поступки, она проверяла, насколько её принимают такой, какая она есть, несмотря на внешнее «плохое поведение».
На первый взгляд, кажется, что могло вызывать у девочки сомнения? Ведь дом - полная чаша, и «мама с папой любят»?
По нескольким словам можно лишь строить гипотезы. С другой стороны, если капризы и странное поведение возникают, то в большинстве случаев не на ровном месте. У ребёнка интуитивно срабатывает ответ на возможное ущемление привязанности, а значит и ощущение себя в безопасности. И нужно тут же убедиться, что все в порядке, можно спокойно расти и развиваться.
Что же такое привязанность? Это стремление к контакту и близости, она является эмоциональной базой для уверенной в себе личности. Благодаря привязанности, формируемой с самого рождения, родителям легко взаимодействовать с ребёнком, а ребёнок обретает то самое чувство покоя и ощущение безопасности рядом со своими взрослыми, которое позволяет исследовать себя и окружающий мир.
Привязанность формируется с рождения, сначала на базовых уровнях, постепенно прорастая корнями все глубже, обнимая сердце и душу. Ребёнок нуждается в ней, как в глотке воздуха, даже нет, не так. Когда она есть, ребёнок живет и развивается, когда её нет или она ущербна, это аналогично нехватке воздуха: когда все хорошо, мы даже не замечаем, что дышим, а когда дыхание затруднено, мы начинаем активно искать источники кислорода, чтобы выжить.
Выделено несколько уровней привязанности, и если все идёт по задуманному природой плану, то ребенок в первые шесть лет жизни сближается со значимым взрослым и привязывается к нему через доступные физические, социальные, эмоциональные механизмы.
Первый уровень привязанности - через чувства, он реализуется в первый год жизни за счёт физического контакта, присутствия, возможности видеть и слышать дорогого человека.
Ко второму году жизни привязанность реализуется через желание быть похожим, подражание, имитацию. Если ребёнок развивает привязанность на уровне похожести на значимого взрослого, ему хочется говорить, одеваться, делать то, что делаем мы.
К третьему году жизни очередной уровень привязанности развивается через принадлежность и преданность. Ребёнок становится собственником (моя мама, моя бабушка), начинает слушаться, ему важно принадлежать нам.
Вышеперечисленные уровни привязанности считаются неглубокими, не слишком уязвимыми, и могут возникать даже при поверхностной привязанности.
Следующие же три считаются хрупкими уровнями, воздействуя на них можно очень легко поспособствовать эмоциональному сближению, или наоборот вырастить ребёнка с «каменным сердцем»
Итак, если привязанность углубляется, на четвёртом году жизни появляется сближение через значимость.
Ребёнок легко уязвим, если хочет быть дорогим и близким взрослому, с которым формирует привязанность.
В 5 лет ребёнок начинает любить. Он искренне отдаёт своё сердце дорогому взрослому. Можно отметить, что именно в этом возрасте дети начинают рисовать сердечки, петь песни о любви. Привязанность осуществляется через эмоции.
К 6 годам ребёнок поймёт, что ему хочется делиться всем с тем, к кому он привязан, чтоб не было секретов, и чтобы взрослый лучше мог познать его, таким образом сблизиться ещё больше. Близость к этому возрасту психологическая.
Наблюдая за своим ребёнком, можно увидеть, какие инструменты могут помочь в тот или иной момент подтвердить, что с привязанностью все в порядке. Дети нам часто все очевидно показывают, остаётся лишь открыть душу им.
Проблема в том, что многим родителям были недоступны те или иные механизмы формирования привязанности, когда они были детьми, поэтому может быть сложно элементарно из-за нехватки опыта понять, чего хочет / настойчиво пытается добиться твой ребёнок. Во-первых, надо радоваться тому, что дети искренни в своих «проверках» и «неудобны» своим поведением. Они всячески пытаются «на благо» вашим отношениям наладить привязанность. Детям вообще свойственно слушаться родителей, следовать за ними. Ведь именно от послушания и следования зависит выживание. Во-вторых, несмотря на пробелы в опыте, не стоит отчаиваться, нужно взять себя в руки, изучить информацию и ради укрепления доброжелательных отношений, практиковать её. А это, в свою очередь, позволит вывести отношения с ребёнком на новый уровень доброжелательности и лёгкости. Конечно, все работает в комплексе. Знания по материнству вместе со знанием о привязанности помогут вам исцелить «нехватку» близости в детстве, поспособствуют налаживанию отношений с собственным ребёнком.
Возвращаясь к той девочке, которая проверяла маму и папу. Возможно, в ежедневной рутине не было ощущения того, что привязанность крепкая, возможно, родители (используя накопленный опыт) не замечали того, что было необходимо девочке в эмоциональном плане, давая «любовь» материально. А может, с появлением сестры на неё перестали обращать внимание. Поэтому каждый раз своими криками, странными поступками, она пыталась обратить на себя внимание и получить подтверждение, что её любят?
Одно ясно точно: ребёнок не теряет надежды и настаивает на подтверждении того, что с привязанностью все хорошо. И если нет отчуждения, что является показателем эмоциональной боли в привязанности, значит все не так плохо. При этом ребёнку объективно не хватает близости. Родителям, а в особенности маме, нужно постараться услышать, увидеть, открыть сердце ребёнку, чтобы понять, на каком из доступных уровней ему можно показать, что его чувства и ваша близость в безопасности.
На уровне чувств - это может быть одежда с запахом ваших духов, ваша фотография, на уровне похожести - фемили лук (какой-то одинаковый наряд, шапочка, кофточка), а может, какой-то стабильный ритуал. На уровне принадлежности - это могут быть какие-то тайные знаки, известные только вам. Способов очень много, и каждая мама способна подобрать свой, идеально поддерживающий ребёнка.
Помните, что привязанность ребёнка может быть уязвлённой, может быть поверхностной, но он никогда не будет к вам чересчур привязан. Не стоит бояться, что её будет слишком много. Наоборот, чем больше вы будете дарить ребёнку любви, пользуясь знаниями, тем легче ему будет по жизни, потому что внутри, на уровне психики, у него будет на что опереться. В разлуке в нем будет звучать ваш голос поддержки.
Любите своих детей, дарите им внимание, заботьтесь о них, укрепляйте привязанность. И ребёнок будет следовать за вами, вы будете авторитетом, и ему будет легко прислушиваться к вам без унижения собственного достоинства.