Эта методика появилась относительно недавно - в 70-х годах 20 века. Изначально она применялась для детей, имеющих проблемы с физическим развитием, и для детей с серьёзными неврологическими нарушениями
Но на сегодняшний день она активно рекламируется и представляется чем-то необходимым для всех здоровых детей, без чего ребёнок не будет нормально развиваться.
Основными аргументами у адептов грудничкового плавания являются наличие у ребенка врождённых рефлексов:
1) плавательный рефлекс.
2) рефлекс задержки дыхания.
Якобы раз у ребенка есть эти рефлексы, то их нужно непременно поддерживать, что значит - сама природа велит ребенку плавать и нырять с самого рождения.
Но давайте включим логику.
Данные рефлексы действительно есть у младенцев, но их основное назначение - обеспечение выживания. Такие механизмы включаются, если ребёнок находится в опасности утопления.
То есть он упал в воду и, чтобы не сразу утонул, а какое-то время мог продержаться на воде, пока его не заметят взрослые и не спасут, активизируется защитный механизм: ребенок задерживает дыхание и начинает активно двигать руками и ногами, чтобы выплыть.
Но тогда получается следующее: чтобы поддерживать и развивать данный рефлекс, необходимо помещать ребенка в условия, которые будут восприниматься его мозгом как условия смертельной опасности. А нахождение в смертельной опасности наносит психике непоправимый вред.
Существует несколько вариантов реакции на стресс:
Если ребёнок в стрессе, то он плачет и сопротивляется. Действительно, малыши реагируют на плаванье и проныривание плачем. Многие не перестают плакать во время всего занятия, особенно если плавание сопровождается проныриванием по всем «правилам». Нередка ситуация, когда у детей происходит дефекация во время процесса, что тоже является признаком стресса.
Часто реакция на стресс у ребенка проявляется в том, что он замирает во время процесса и совсем не сопротивляется. Многие думают, будто ему очень нравится процесс. На самом же деле малыш буквально застывает от страха.
Плавание и проныривание ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого. То есть ему в этот момент страшно, но сделать он ничего не может. И это состояние беспомощности оказывает серьёзное влияние на развитие нервной системы.
С точки зрения физиологии, такие нагрузки являются для ребенка чрезмерными. Его организм не предназначен для подобных упражнений. Чрезмерное нагрузки тоже ведут к накоплению стресса.
Доказано, что популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стали причиной значительного увеличения частоты заболеваний верхних дыхательных путей.
Это связано с тем, что у грудного ребенка носовые и ушные проходы гораздо уже и короче, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжительному и интенсивному воздействию воды. Из-за этих особенностей вода легко проникает в носовые и ушные проходы малыша, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому плавающие детки чаще болеют отитом, синуситом и аспирационной пневмонией.
Помимо этого, пары хлора довольно токсичны. Регулярно дышать ими вредно и для взрослых, и для детей. А дети в бассейне не только дышат этими испарениями, но и зачастую заглатывают воду.
Грудничковое плавание может быть оправдано только в случае действительно серьёзных физических нарушений у ребенка, если польза от данной методики будет значительно превышать вред от неё.
Но даже в случаях серьёзных заболеваний у детей есть альтернативы раннему плаванию.
Для здорового ребёнка плавание в большом количестве воды очень сомнительно. Никаких серьёзных физических преимуществ ребёнок не получает. Да, первое время он действительно может развиваться быстрее. Но какой в этом смысл? Примерно к 2 годам физическое развитие у плавающих и у не плавающих детей будет примерно одинаковым.
К тому же есть конкретные риски, которые несёт в себе грудничковое плавание:
Подумайте, стоит ли плавание таких последствий?
Известно, что исторически ни один народ, живший рядом с морем, не учил своих детей плавать. Может, все же не стоит идти против физиологии и природы?