История грудного вскармливания

«Грудное вскармливание является «золотым стандартом» оптимального питания, отработанным тысячелетней эволюцией» И.М. Воронцов.

Каковы были нормы, и каково было отношение к грудному вскармливанию в разные исторические эпохи?  Что выбирали наши предки: кормление детей грудным молоком или его заменителями?

 

Предлагаю обратиться к истории, разобраться, каким во все времена было отношение к такому интимному процессу как грудное вскармливание младенца.

 

Наши древние предки главным ориентиром в своих действиях выбирали высших приматов. Почему? Потому что в биологическом плане человек - это млекопитающее, и наиболее близкий к нему вид - именно приматы (шимпанзе и гориллы). Грудное вскармливание у последних продолжается примерно в 6,1-6,4 дольше, чем беременность, то есть около 4,5 лет.  То есть древние люди кормили грудью долго.

В местах первых поселений были обнаружены фигурки женщин-берегинь — каменных баб - с акцентом на черты женщины-матери: с широкие бёдра и развитая грудь. Длительный срок гв прежде всего обеспечивал выживаемость и здоровье детей.

 

Небольшая сводка по древним культурам и срокам кормления:

 

Египет - 36 месяцев

Вавилон - 36 месяцев

Иудея - 36 месяцев

Греция - 6 месяцев (кормилицы)

Рим - 6–36 месяцев (кормилицы)

Византия - 24 месяцев

Арабские страны - 24 месяцев

 

Интересный факт: Среди многих первобытных народов было принято не прикладывать новорожденного ребенка к груди в первые несколько дней после родов. Это было связано с мнением о вредных свойствах молозива. Период временного отлучения новорождённого от груди колебался у разных племен, но в среднем составлял от 4 до 9 дней. Такое отлучение от груди не могло не сказаться на последующем количестве молока, ведь хороший старт и частые прикладывания именно в первые часы и дни после родов - залог успешного гв.

В Папирусе Эберса (ок. 1550 г. до Р.Х.) (считается самым ранним достоверным медицинским документом) в разделе педиатрии был прописан такой рецепт, касающийся гв: чтобы увеличить лактацию, рекомендуется применять состав из костей рыбы-меч, масла,хлеба и мака.

Из этого краткого упоминания ученые сделали вывод, что недостаточная лактация была частой проблемой в Древнем Египте. Вероятно, как раз поэтому была распространена практика привлечения кормилиц в течение первых 6 месяцев жизни.

В Вавилоне законодательно (закон царя Хаммурапи (1728–1686 до н.э.) была закреплена формализация отношений с кормилицами через заключение договора. Обычно сроки были на 2-3 года; кормилица обладала правами и пользовалась уважением.

 

В Древнем Израиле дети считались благословением, а грудное вскармливание считалось религиозным долгом. В среднем грудью кормили около 3 лет. Но и без помощи кормилиц не обходилось.

 

В Талмуде не упоминается вообще искусственное вскармливание. Но уточняется момент, что мать, впервые прикладывающая ребенка к груди, должна дать сначала левую грудь, так малыш получит свою первую пищу, находясь ближе к сердцу матери.

 

В Индии новорождённым детям давали топленое масло в течение первых четырех дней жизни для вывода мекония, а молозиво сцеживалось и выбрасывалось.

Полноценно кормить грудью начинали примерно на 5-й день. Кормилица, если её приглашали, должна была быть из той же касты, что и младенец; обращали внимание на хорошую форму груди. Кормилица должна была быть здоровой и не беременной, а ее молоко проверялось — оно должно было легко смешиваться с водой, без пены или изменения цвета.

 

В Греции очень популярным было привлечение кормилиц, особенно среди высших социальных классов. Должность была очень ответственной, а сама женщина занимала почетное положение, имела власть над рабами в доме хозяина и часто находилась при своих подопечных до подросткового возраста. В трудах Гиппократа (460–370 до н.э.) и его школы содержатся некоторые данные о вскармливании. Гиппократ считал, что плод учится сосать еще в утробе матери, отсюда и наличие мекония и зрелый сосательный рефлекс у новорождённого.

 

Отношение к молозиву, как к чему-то исключительно вредному и нечистому, тянулось на протяжении долгих веков.

Соран Эфесский  — древнегреческий врач, работавший в Риме, рекомендовал матерям не кормить детей в первые несколько дней после рождения, пока образуется молозиво, а кормить молоком другой женщины.

 

В разные времена в разных культурах требования к кормилицам разнились. В VII веке нашей эры рекомендации были такими:  выбирать кормилицу для ребёнка среди женщин в возрасте от 25 до 35 лет, с хорошо развитой грудной клеткой и молочными железами, желательно недавно родившую ребёнка мужского пола. Она должна была избегать соленой и острой пищи, ни в коем случае не предаваться похоти и разврату. Были и рекомендации, как проверить молоко на предмет качества. Это делалось путём добавления  в него сычужного фермента, а после створаживания оценивалась чистота и прозрачность сыворотки. Количество сыворотки и створоженной части должно быть примерно равным по количеству, в противном случае молоко будет плохо перевариваться либо, наоборот, будет недостаточно питательным.

 

В традициях мусульман женщине предписывалось кормить своего ребёнка грудью минимум до двух лет. В Коране есть упоминания о важности гв.  В некоторых сурах Корана говорится следующее: «A poдитeльницы кopмят cвoиx дeтeй пoлныx двa гoдa», «Mы зaвeщaли чeлoвeкy блaгoдeтeльcтвoвaть cвoим poдитeлям; мaть нocит eгo c тягocтью и пpoизвoдит c тягocтью (и вынaшивaниe eгo, и oтлyчeниe — тpидцaть мecяцeв)», «Срок ношения его во чреве и отлучения (от груди) тридцать месяцев составит».

 

В средневековой Европе существовал запрет на кормление молозивом. В первом европейском учебнике по педиатрии говорилось о том, что в первые 14 дней после рождения лучше, чтобы ребёнка кормила грудью другая женщина, так как молоко матери в этот период неполезно, а мать в это время должна сцеживать молозиво.

 

Среди высшего общества во Франции в XII в. популярным было приглашение кормилиц — обычно молодых женщин, проживавших в сельской местности. Кормилица брала ребенка в свой дом, где ребенок жил около двух лет. Понятно, что когда ребёнка забирали от кормилицы к его биологическим родителям, которых ребёнок практически до этого не видел, страдания были очень сильными.

 

Считалось, что молоко кормилицы несет все ее физические и психические качества, её эмоции, её еду и питье, а также её заболевания. Кормилица рассматривалась как причина большинства детских болезней, поэтому лечили её, а не ребёнка. Считалось, что лекарства попадут к ребёнку через молоко. Какие же были требования к женщине, которая могла бы стать кормилицей для ребёнка из семьи высшего общества в XVIII в.? Как писали в трудах тех времён, она должна была быть в возрасте между 20 и 30 годами, и ее ребёнок должен был быть рождён  за месяц до начала работы. Предпочтение отдавалось полным, нежели худым женщинам, соски должны были быть большие и, конечно, много молока. «Она должна быть спокойной, мирной, счастливой, (ничего не напоминает?) добродетельной, иметь хорошее здоровье и ничем не болеть. Она не должна быть сексуально

активной, потому что ребенок будет страдать от этого, так как молоко от этого становится испорченным и соленым». Многие эти советы были заимствованы у Сорана Эфесского.

Основной причиной приглашения кормилиц к младенцам из знатных домов была необходимость знати иметь много  наследников. Аристократы были в курсе о контрацептивном эффекте грудного вскармливания, который и пытались обойти путем использования кормилиц. Так дворянские жены могли рожать по одному ребенку в год, хотя многие младенцы не выживали. Случалось, что у дворянских матерей было более десятка детей, вплоть до 20. Иметь много детей было очень выгодно королевской семье и знати, так как путем заключения соответствующих браков сыновей и дочерей семья могла приобрести богатство, власть и влияние.

 

В Эпоху Ренессанса многие великие художники были вдохновлены процессом грудного вскармливания и воплотили его в изображении Богоматери и младенца.

На знаменитой картине Леонардо да Винчи изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Мадонна смотрит на младенца нежно и задумчиво, на губах её нет улыбки, лишь намек на неё в уголках рта. Мелкие детали образа позволили предположить искусствоведам, что ребенок и мать изображены в драматический момент отлучения от груди.

На Мадонне красная сорочка с узкой горловиной, в которой сделаны специальные разрезы, через них удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (т.е. было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо видны. Мать по настоянию ребёнка изменила свое решение и отложила этот нелегкий момент.

 

В Новое время кормилицы привлекались к вскармливанию детей повсеместно среди аристократии. Это была одна из самых востребованных профессий в то время. Дж. Гийемо (род. в 1550 г.), французский врач акушер-гинеколог, написал большой труд, в котором говорилось и о грудном вскармливании. Он высказал свои возражения против вскармливания ребенка кормилицей: ребенок может быть воспитан не так, как следует; естественная привязанность между матерью и ребёнком снижается; некоторые плохие особенности характера могут быть получены ребёнком от кормилицы. Он считал, что свойства характера, которые передавались ребёнку с молоком, были даже более важны, чем наследственность. Помимо всего прочего были даны конкретные рекомендации по режиму и питанию кормящей женщины: она не должна есть пряные, соленые, несвежие продукты, чеснок, перец, горчицу, жареное мясо, сырые фрукты. Она должна дышать свежим воздухом и не огорчаться, сохраняя ровное настроение. Ну, и присутствует всё та же необходимость отлучения от груди новорождённого (не менее чем на 8 дней после родов).

Среди жен аристократов вскармливание грудью собственных детей считалось позорным и недостойным дамы из высшего общества, но многие, в том числе сами женщины, высказывались против использования кормилиц. До нашего времени дошли записи вдовствующей графини Линкольн (1662 г.). Все её дети вскармливались кормилицами. Тем не менее она очень эмоционально высказывается о глубокой трагедии женщин-аристократок, которые отказываются от кормления грудью своих детей, заменив радость духовной близости со своим дитя на балы и светскую жизнь.

 

Отношение к грудному вскармливанию менялось в Новое время в том числе за счет успехов медицинской науки и практики. В Руане (Франция) были собраны данные за 2-х летний период (1763–1765 гг.). Из  132 подкидышей детского дома, вскармливавшихся коровьим молоком с добавлением супа и сидра в возрасте 3 месяцев, выжили только 5. В 1753 г. в одной из областей Швеции губернатор получил разрешение от короля штрафовать матерей, которые не кормят грудью. Английский врач У. Кадоган (XVIII в.), которого часто называют отцом-основателем педиатрии, кардинально изменил взгляды медицинского сообщества на грудное вскармливание . Он написал труд «Опыт вскармливания и ухода за детьми от рождения до трех лет». Вот некоторые выдержки: «…правильное питание еще важнее, чем одежда ребенка… Мы должны следить за тем, чтобы ему ничего не давалось, кроме того что, безусловно, полезно, и в таком количестве, которое требуется самим организмом для его поддержания и роста». Кадоган ввел понятие о грудном вскармливании по требованию, отмечая, что кормящая женщина должна прикладывать к груди младенца так часто, как он просит, и не отнимать, пока он её не бросит сам. Таким образом, количество молока регулируется самим младенцем в соответствии с его аппетитом, и не может быть никакой опасности, если он долгое время сосет грудь. До Кадогана же наоборот пропагандировалось вскармливание по расписанию, а ребёнка держали у груди совсем незначительное время, боясь перекормить.

 

В XVIII в. было  сделано много интересных и прогрессивных выводов относительно гв.  У. Мосс, хирург из Ливерпуля, в своем труде «Очерк по уходу и заболеваниям у детей» 1794 г., большой раздел посвятил кормлению детей грудью. Мосс считал грудное молоко идеальным сочетанием животной и растительной материи, а именно полупереваренным промежуточным состоянием между двумя этими материями. Он считал, что желудочный сок каждого животного специально подходит для молока данного вида. Он первым признал кормление молозивом не то, что невредным, а даже  полезным, особенно по сравнению с ранее применявшейся практикой кормления ребенка хлебом, медом и т.д. в период отлучения от вскармливания молозивом.

 

Отдельно хочется отметить, как врачи комментировали отношение женщин к гв и детям. Французский врач Н. Брузе в своем эссе написал: «… наши женщины боятся быть рабами своих детей, … однако, некоторые из них являются рабами своих удовольствий».  Зачем тогда рожать? Вопрос риторический.

 

В XVIII в. кроме прогрессивных взглядов на гв, активно развивалась и индустрия искусственного вскармливания. Процесс индустриализации в Великобритании шёл полным ходом, многие женщины работали. Искусственное вскармливание младенцев взамен грудного стало более распространённым как среди богатых, так и среди бедных. Вероятно, это и стало одной из причин того, почему детей отлучали от груди раньше, чем в XIX в. Замена грудного молока на другие продукты стала удобной альтернативой для матерей, занятых в домашнем хозяйстве. Правда, уровень смертности среди младенцев на искусственном вскармливании в первые 6 месяцев жизни доходил до 90%. Тем не менее мамы пользовались им несмотря на риски.

В настоящее время культурные традиции, касающиеся сроков грудного вскармливания в разных странах отличаются. В целом тенденция кормить очень непродолжительное время прослеживается в Европе, США, Австралии и Китае. Уже в роддоме большая часть малышей получает докорм смесью, и потом достаточно быстро родители переводят детей на искусственное вскармливание. Редкие мамы, которые всё же кормят грудью, стремятся отлучить ребёнка до его первого дня рождения. В некоторых странах (например, в Англии, Португалии, Израиле) короткий срок грудного вскармливания объясняется непродолжительным отпуском по уходу за ребенком. В других причина кроется в общепринятых установках (в частности, во Франции кормить грудью - это, скорее, исключение из правил).

 

Формирование традиций русского народа  в отношении грудного вскармливания проходило под влиянием множества факторов, например, христианства, многонациональности состава, пережитков языческого прошлого и многих других.

 

Крестьянки в русской деревне самостоятельно кормили детей грудью. Материнское молоко воспринималось как основа жизни и здоровья ребёнка .

 

В Смоленской губернии даже существовала загадка: «Кругленька, маленька, вес мир питает, на столе не бывает (грудь)». Согласно народным представлениям, молоко и кровь — две субстанции, на основе которых идет формирование плода в утробе матери. Отсюда и представления о красоте и здоровье — «кровь с молоком».

 

В некоторых губерниях среди простых людей отказ матери от кормления ребенка грудью считался большим грехом и случался только в крайних случаях. При живой матери к помощи кормилицы прибегали редко, по разным причинам считая это неприемлемым. В разных губерниях

причины были разными. Основные:

 

Крестьяне верили в особую крепкую связь между ребёнком  и кормящей матерью.                                  

 

К молозиву относились тоже неоднозначно. Где-то оно считалось полезным, и ребёнка стремились прикладывать к груди сразу же после рождения, где-то раннее молоко считалось вредным, поэтому ребёнка прикладывали к груди только через 3 дня, в течение которых он получал исключительно соску. Нередко грудное вскармливание бывало отсрочено до крещения младенца по причине нечистоты некрещеного новорождённого или, наоборот, нечистоты его матери.

Кормили ребёнка в свободном режиме. Ограничений на время постов не было, хотя многие, особенно набожные матери, не давали ребёнку грудь в среду и в пятницу, а также перед причастием. Для сохранения и восстановления лактации женщины обычно прибегали к средствам народной медицины: ели лепёшки, замешанные на молоке другой женщины, использовали специальную траву «молокосос» и различные обереги. Продолжительность грудного вскармливания была четко регламентирована церковью — 3 больших поста (считались только Великий и Успенский посты). Поэтому продолжительность вскармливания зависела от времени рождения малыша и составляла 1–2 года. Кормить дольше считалось грехом, однако нередко кормление грудью продолжалось и до 3 лет, так как в народе знали о его контрацептивном эффекте.

В летнее время грудному вскармливанию препятствовало то, что крестьянка должна была ежедневно работать в поле, а ребёнок оставался под присмотром старших детей или стариков.

 

В некоторых местностях встречались такие традиции: утром новорождённого ребёнка укутывали в пелёнки, клали в колыбель со специально прорезанным отверстием для стока, вставляли ему в рот коровий рог с отрезанным концом, куда накладывали смоченный сладкой водой ржаной хлеб, и уходили работать до вечера. Подобные традиции и создавали в дореволюционной

России огромную младенческую смертность.

 

Среди жен русского дворянства и знати, как и в Европе, не принято было кормить своих детей грудью. Потому широко привлекались кормилицы. Об этом есть упоминания во многих произведениях русских писателей. Причем такое явление социальной жизни России, как кормиличный промысел, возникло достаточно давно, однако обычай нанимать кормилицу к новорождённому младенцу во второй половине XIX в. стал практически повсеместным среди тех, кто мог оплатить её услуги. К концу века масштабы резко увеличились, кормиличный промысел превратился в острую социальную проблему, встал вопрос о его регулировании.

Распространение кормиличного промысла было связано со слабой осведомлённостью населения о важности кормления ребёнка матерью: предложение услуг кормилиц все возрастало, что привело к появлению специальных контор для их найма. Массовое привлечение кормилиц и передача грудных детей на вскармливание в деревню негативно отражалось на состоянии здоровья крестьянского населения,  способствовало увеличению детской смертности.

Интересна история царских кормилиц. Поскольку все понимали, что фундамент здоровья детей закладывался вскармливанием, а высокородные матери своих детей, конечно, не кормили, к подбору кормилиц подходили очень тщательно. Как правило, это были крестьянки из деревень, их выбирали придворные медики. Детей в царской семье рождалось много, поэтому и кормилиц требовалось много. Их уважали и к ним прислушивались. Цари из династии Романовых благодарно относились к своим кормилицам. По окончании 2-летней службы при наследнике их щедро награждали, давая новый дом, памятную драгоценную брошь, одежду и деньги. Выбор кормилиц из народа имел еще одну очень важную сторону — политическую: то, что российского императора вскармливала простая русская крестьянка, и у царя имелись молочные братья и сестры из крестьянской среды, было очень важным в поддержании мнения о неразрывно-мистической связи царя и народа.

Были среди царских персон и те женщины, которые  кормили грудью самостоятельно. Например, императрица Александра Фёдоровна Романова  сама кормила всех пятерых детей, хотя кормилицы ей все же помогали, поскольку императрица не всегда справлялась. Это потребовало от неё определённых жертв: трудные беременности, изоляция её от светской жизни и зимних балов. Двор был недоволен императрицей, которая «не царица, а только мать».

 

С  1905 г. в нашей стране случился ряд катастроф и войн, численность населения обеднела, и чтобы поднимать страну, нужны были рабочие руки (в т.ч. женские). Это не могло не повлиять на грудное вскармливание. Женщина должна была заниматься хозяйством, заботиться о детях, а также работать полный рабочий день на пользу СССР. Государство придумало ясли. Соответственно, гв было сохранить сложно, хотя кто хотел и мог, делали это.

Знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. История вскармливания детей не является исключением: на протяжении тысячелетий женщины кормили своих детей, иногда руководствуясь предрассудками и мистицизмом, иногда — мнением медицинской науки и паранауки, иногда — влиянием социокультурной среды, иногда — собственным инстинктом. И по приведённым историческим данным можем сделать выводы, что необходимая длительность грудного вскармливания современных детей существенно преуменьшена.

 

Организовывая процесс грудного вскармливания от начала и до конца, нужно учитывать, что кормление ребёнка грудью не имеет равных среди всех прочих способов питания младенца. Ну и, конечно же, осознавать, что грудное вскармливание - это больше, чем просто удовлетворение биологической потребности младенца в необходимых для его роста и развития питательных веществах. Связь между матерью и ребёнком, уверенность ребёнка, а потом и взрослого человека в себе, тепло, забота и любовь - это все о грудном вскармливании.